ААА. Архангельская Астрологическая Ассоциация. Астролог Сергей Попов. astrologya.ru astrologia.ru




АСТРОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

"Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад!"

Анри Волохонский

Откроем первую страницу Библии. В стихе 14 главы I рассказано о том, как на 4-й день творения Бог создал на тверди небесной два великие светила и звезды «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». Солнце, Луна и звезды – суть творения Господа, и человек, несомненно, вправе узнавать Его волю, даруемую нам в знамениях, которые являет их причудливое, но гармоничное движение по небесному своду. В этом и есть часть свободы человеческой, которая дана нам свыше, и, безусловно, должна быть осознана и понята.

Нигде в священном Писании вы не найдете запрета на занятия астрологией, или по-старославянски, волхвование. Напротив, в каноническом Евангелии от Матфея выделена светоносная роль волхвов-астрологов в сюжете о рождении Спасителя (гл. II). Именно звезда вела их долгою дорогой в Вифлеем к яслям Младенца, именно они «осмеяли» жестокого царя Ирода (там же, ст.16), принеся Богочеловеку дары – золото, ладан и смирну, и скрыв от злодея местонахождение ребенка. Волхвы стали первыми последователями Христа, а из священного Предания известно, что затем они понесли в свои земли свет Истины, сошедший на них в Вифлееме.

Поясняя слово «волхвы» Библия дает определение «мудрецы». Как не согласуется это с убеждением некоторых людей в «бесовской природе» астрологии! А ведь это обычная профессия, как психология или медицина, и ее адепты никак не вмешиваются в божественный замысел. Астрология – это серьезное и востребованное в жизни ремесло, которое не заменяет ни любви к Богу, ни любви к человеку. В помощи людям и проявляются реальные плоды этой работы, что является конкретным проявлением любви к ближнему.

Астрологи не нарушают ни одну из ветхозаветных заповедей. Их обвиняют в язычестве, приписывая им поклонение планетам, как богам. «Не делай себе кумира», гласит вторая заповедь из десяти, и на нее нередко ссылаются. Но на деле астрологи не служат звездам, а с точки зрения эмпирической науки изучают их взаимодействие и связь с событиями на Земле. Ведь не поклоняется же метеоролог урагану, а нанотехнолог атомному ядру!

Современное отрицание или уничижение древней науки не выдерживает критики, а говорит лишь о невысоком культурном и образовательном уровне оппонентов и их полном непонимании предмета. К сожалению, таким взглядам объективно служат и сотни шарлатанов и самоучек, выдающих себя за астрологов. Они делают деньги на чужих бедах, тиражируют свои нелепые пророчества в СМИ, издают множество макулатурных книжек, которые легко найти на прилавках магазинов. Но все это не имеет отношения к настоящей астрологии.

Меня самого никак нельзя назвать атеистом или агностиком, я русский православный человек по своим корням. Я часто бываю в церкви и заверяю своих читателей, что в моей душе нет никакого, даже малейшего противоречия между верой и астрологией, которую понимаю как свое призвание.

Другие религии, помимо христианства, имеют совсем иное отношение к астрологии. Например, в зороастризме или буддизме астрология является обязательной и неотъемлемой частью церковного ритуала. Уважают астрологов иудейские раввины и исламские богословы. Да и в католической, и даже православной среде нет единодушного осуждения астрологии.

Мишель Нострадамус в духовном завещании сыну Цезарю пишет: «… все управляется и направляется непостижимым всемогуществом Бога. Именно от него приходит вдохновение, причем не из безумства мистерий, но через язык звезд». В этом ключе и следует оценивать научную и практическую деятельность астролога. Имея в виду, конечно, что всякое знание можно употребить как на благо, так и во зло. Наглядным примером этого может служить открытие законов ядерной реакции.

Солнце, Луна, причудливые конфигурации звезд созданы и одухотворены Всевышним, в том числе, «для знамений» людям, и отсюда проистекает их извечное стремление понять и правильно истолковать Божью волю, выраженную в этой вселенской гармонии. Что же в этом предосудительного? «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?» - строго вопрошает Господь праведника Иова (Книга Иова, гл.38, ст. 33). И серьезной ошибкой является осуждение астрологов наряду с предсказателями. Ведь главное не предсказание, а постижение законов Вселенной, смысла своей персональной жизни и предназначения на этой земле.

Религия в целом не осуждает астрологию. Во-первых, религий много, и даже Россия многоконфессиональная страна. В Бурятии и Калмыкии распространен, например, буддизм в форме ламаизма. А в ламаистских монастырях-дацанах монахи изучают астрологию, как одну из пяти основных наук. Так же и в зороастризме. Жрецы этой персидской религии «по должности» являются и астрологами, их называют маги или волхвы. Именно они пришли, ведомые звездой, и склонили колена перед младенцем-Христом. Прямо как в стихотворении Анри Волохонского: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад!»

Исламская религия толерантно относится к астрологии. В средние века эту науку даже изучали в религиозных школах – медресе. Омар Хайям, Аль-Бируни, Авиценна, Навои, - были не только великими поэтами, врачами и духовными учителями, но и знаменитыми астрологами. Именно через арабскую исламскую цивилизацию астрология вновь вернулась в Европу эпохи Возрождения. И ныне астрология занимает почетное место в ряде исламских государств, например в Тунисе.

Иудаизм не запрещает изучение астрологии, а скорее наоборот. По свидетельству историка Иосифа Флавия на занавесе, закрывавшем давир (алтарь) в Иерусалимском храме, были вытканы 12 знаков Зодиака. Ими же, по данным археологов, украшались мозаичные полы синагог I-IV веков. Авторитетнейший польский раввин 16 века Моше Иссерлес издал постановление, которое напрямую запрещало ортодоксальным евреям игнорировать предписания врачей и рекомендации астрологов.

В истории ни одной великой древней цивилизации, будь то Египет или Вавилон, Рим или Греция, Китай или Индия, вы не найдете противоречия между религией и астрологической наукой. Напротив, астрологи всегда были жрецами и ближайшими советниками правителей. Конечно, некоторым астрологам порой рубили головы, но это уже другая история. Немецкий философ Иммануил Кант, покоящийся, кстати, в российском Калининграде, сказал перед смертью примерно так: две вещи в этой жизни всегда притягивали мое внимание – звезды на небе и нравственный закон внутри нас. По-моему, хорошо сказано.

А теперь некоторые тезисы об отношениях христианства и астрологии. Они непростые, как и вообще отношения науки с религией. Некоторые клирики причисляют астрологов к предсказателям и язычникам, а то и к слугам нечистого. Это не так, эмпирической науке нет необходимости прибегать к помощи бесов. Почему журналист или земледелец может быть верующим человеком, а астролог нет? У веры и науки разное поле деятельности и астролог не вторгается в промысел Божий. Мнение отдельных священников не является мнением всей церкви, оно зависит от уровня интеллекта конкретного батюшки.

Христианские теологи и Отцы Церкви не видели противоречий между верой и астрологией, сошлюсь на авторитет Альберта Великого, Фомы Аквинского или Дунса Скота. А вот что говорит православный богослов Отец Александр Мень: «Астрология допустима, если она не притязает на роль эрзац-религии, как это часто у нас бывает... Вопрос этот научный и его надо изучать научно и веру здесь не примешивать" (Москва, 1999 г., "Александр Мень отвечает на вопросы слушателей").

Ныне Русская Православная Церковь пересматривает свое отношение к астрологической науке, перестав объединять ее с чародейством и идолопоклонством. Приведу пример. 25 мая 2002 года в передаче "Слово Пастыря" (ОРТ, 8:55) председатель отдела Внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (по мнению астрологов, будущий Патриарх Московский и Всея Руси) - статья была написана в феврале 2006 года ровно за 3 года до избрания Кирилла Патриархом - впервые с 1917 года заявил о позитивном отношении православной Церкви к астрологии. Он объяснил, что имеет в виду астрологию, как науку, не включая в нее гадательные практики и "газетные гороскопы". Повторю: один из верховных руководителей Русской Православной Церкви публично признал, что астрология - это наука. Из этого вытекает, что церковь признаёт астрологов учёными, а с наукой у церкви не должно быть противоречий.

Митрополит Кирилл напомнил о библейских волхвах, прямо назвав их астрологами, и впервые при этом не привел в пастырской речи спорной трактовки этого эпизода Тертуллианом.Также он заявил, что без сомнения, светила и планеты влияют на земные дела, и он считает возможным предсказания на этой основе погоды, урожая, любых других феноменов, за исключением судьбы, которая в руках Господа. Научная астрология и не предсказывает судьбу, а оценивает тенденции и анализирует кармический вектор развития. Главное - помочь каждому человеку почувствовать высший смысл, и он сам обратит свои взоры к Создателю. Все нравственные пути познания мира ведут к Богу.

Душа русского православия – глубокий мистицизм, доставшийся нам в наследство вместе с двуглавым орлом от покорённой и разоренной турками-османами Византии (1453 год). Православные обряды – суть таинства. Мы знаем, что всё было до нас: и воскресение умерших и превращение воды в вино. А разве не чудо и эталон красоты купола наших храмов на фоне чистого неба, то самое «золото на голубом»? Так разумно ли обвинять астролога в мистике? 

Астролог Сергей Попов, город Архангельск
Архангельская Астрологическая Ассоциация